Внедорожная экспедиция
Тверецкий бечевник
Внедорог по выходным
май 2024
Друзья! В конце мая в рамках проекта Внедорог по выходным мы отправились в историческое внедорожное путешествие по Торжокскому району Тверской области. Наше этнографическое путешествие было связано с двумя темами. Первая - это старинная Вышневолоцкая водная система, соединявшая бассейн Волги и Санкт-Петербург, и являвшееся одной и важнейших транспортных артерий для столицы. Мы прошли по одному из отрезков этой системы, который назывался Тверецкий бечевник.
Вторая тема связана с творчеством архитектора Николая Александровича Львова , уроженца Новоторжского уезда, прозванного современниками «Русским Леонардо да Винчи». Львов был архитектором множества усадебных комплексов в Тверской, Московской, Новгородской губерниях и Санкт-Петербурге. В рамках нашего путешествия мы посетили несколько из этих усадеб, в том числе его собственную усадьбу Львова. Ну и по проекту Львова строились валунные мостики на Тверецком бечевнике.
Ну и конечно не обошлось без оффроуда. Несмотря на аномально жаркую погоду в мае, мы все-таки встретили грязевые участки на маршруте, пришлось включать и пониженные передачи, и травить шины, и даже пришлось использовать лебедки, чтобы пройти эти отрезки маршрута.


Итак, отправляемся в путь! В отчете ниже использованы фотограции Алексея Люткевич, Владислава Ефимова и Ольги Пановой (Panovaphoto).
На маршрут вышли 9 автомобилей участников и 2 авто организаторов. Всего было четыре автомобиля марки TANK 300, четыре Toyota , два Mitsubishi и один Suzuki Jimny. Все это полноценные рамные внедорожники, большинство из которых подготовлены для внедорожных путешествий. Но были и совсем стоковые машины.
Музей был создан на территории бывшей барской усадьбы, основанной в конце XVIII столетия служивыми дворянами Львовыми. Создателем архитектурно-паркового комплекса был архитектор Н.А. Львов.
На территории комплекса сохранилась знаменитая липовая аллея, шедшая к главному дому усадьбы.
Его замыслу принадлежит каскадная система прудов, а также великолепная «каменная симфония» – стометровый арочный мост с двумя гротами – вольерами. Состоящий из насухо сложенных валунов, держащихся лишь с помощью силы тяжести, он потрясает смелостью инженерного решения. В настоящее время он получил широкую известность под именем «Чёртов мост». Конструкция моста уникальна. Он собран из огромных валунов без единого крепежа. Мост держится только за счёт веса валунов упирающихся в краеугольный камень.
Конечно же не обошлось без фотосессии у моста.
Экспонаты музея разделены на секторы: ранние постройки, среднерусские типовые крестьянские усадьбы, северно-русские крестьянские усадьбы, постройки тверских карел.
Часовня Архангела Михаила, постройка 1760-х годов.
Есть даже сельское пожарное депо с каланчой, постройка 1912 года. Внутри различное старинное оборудование для тушения пожаров.
Общая фотография участников экспедиции.
Продолжая знакомится с архитектурным творчеством Н.А. Львова, мы посетим еще одну усадьбу, построенную архитектором Львовым. Усадьба Знаменское-Раёк построена по заказу владельца сенатора, генерал-аншефа Федора Ивановича Глебова. Усадьба Знаменское-Раёк – ярчайший образец палладианства на русской земле. Палладианство это направление в европейской архитектуре XVII–XIII веков, развивавшее принципы зодчества, заложенные творчеством итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио. Для палладианства характерны: естественность, компактность и завершенность композиции, органическая связь с окружающей средой.
Во всех усадьбах экскурсию проводил экскурсовод. Это не просто интересный рассказ, но и возможность попасть во внутрь помещений.

После посещения усадьбы Знаменское-Раёк короткий перекус в «кафе на борту». И дальше мы выдвигаемся а внедороджный участок к реке Тверца. Далее в своем рассказе я буду показать и фото с преодоления внедорожья, и конечно погрузимся в историю этого пути.
Погода в мае выдалась засушливая. Это позволило попробовать пройти максимально длинный маршрут по тракту, не исключая участки, которые обычно объезжаются. И первые грязевые ванны встретили нас в свои объятия.
Аркадий попробовал обойти максимально близко к берегу – тяжелая Toyota смогла выйти на крутой берег только на лебедке. Остальные машины проходили либо сами, либо использую лебедку.
Издревле на Руси основными путями сообщения были реки и озёра. Водный путь в районе Вышнего Волочка существовал издревле. Суда шли вверх по Волге, затем по Тверце до Вышнего Волочка, где их перетаскивали волоком до реки Цна, товары же выгружали и перевозили по суше. Река Цна открывала доступ через озеро Мстино и реку Мста в озеро Ильмень, а по нему – в исток реки Волхов до Новгорода. Именно этот путь и стал основой для Вышневолоцкой водно-транспортной системой, которая соединяла новую столицу империи Санкт-Петербург с остальной страной в XVIII—XIX веках.
В течение всего XVIII в. Вышневолоцкая система была единственным соединительным путём между бассейном волги и Петербургом. В период 1703-1708 годов в районе Вышнего Волочка был построен целый комплекс гидротехнических сооружений. Прежде всего, был прокопан Тверецкий канал, соединивший Тверцу с Цной, и, таким образом, впервые соединивший два моря — Каспийское и Балтийское. Транзитное движение по всей системе прекратилось с 1893 года. Чуть позднее ей на смену пришла Тихвинская и Марианская водные системы. Но осуществление этих путей состоялось только значительно позднее, в начале двадцатого столетия.
Добрались до еще одного препятствия. В этом месте маршрут всегда уходил на высокий берег, объезжая засадное место по лесу. Но так как было очень сухо решили попробовать пройти напрямик.
LandCruser 105 героически засадился первым. Шел внатяг, и взял траекторию чуть пониже и конечно провалился. Вытащить его смогли только в 2 лебедки через блок.
Аркадий на Toyota 78 решил попробовать пойти чуть повыше. Но также провалился. При попытке лебежения вперед трос лопнул – стало очевидно что даже на лебедке машину не протащить. Но вытащить его назад оказалось тоже не просто. Снова 2 лебедки с блоком, только тогда вытащили тяжелую машину на сухое.
В итоге все таки пришлось объехать засаду по лесу. Оффроуда нам хватило.
Давайте рассмотрим Вышневолоцкую систему чуть подробнее. Она связывала реку Тверцу через Волгу с Балтийским морем. В Вышневолоцкую водную систему входили река Тверца и её левобережный обустроенный бечевник. Бечевником называлась сухопутная дорога вдоль берега водного пути, предназначенная для буксирования бурлаками или лошадьми судов на канате, называемом бечевой. Итак, проведённые лошадьми вверх по Волге до Твери, суда заходили в Тверцу. Здесь команда менялась (а если суда не подходили для дальнейшего движения по мелкой и порожистой Тверце, то менялись и суда, на которые перегружали все товары). И вот уже тверской лоцман, наняв четырех коноводов и десять лошадей, вёл барку до Волочка. Лошади шли вдоль реки по бечевнику (набитой дороге по прибрежной полосе), таща за собой барки бечевой, привязанной к мачте. Приведу описание из отчета комиссии по исследованию северной группы искусственных водных систем, выпущенный в Петербурге в 1891 году.
Добрались до первых валунных мостов. Дорога проходит прямо по мосту. Несмотря на солидный возраст, мост еще крепкий.
Примерно напротив села Петропавлово начинается оффроудный участок. Обычно тут не обходится без лебедки: глубокая колея с водой и подъем в гору. Но это препятствие все смогли преодолеть своим ходом, хоть и не всегда с первой попытки.
Чуть дальше снова ручей преградил наш путь. И если в былые годы тут все проходилось относительно легко, то в этот раз дорога оказалось сильно размешана. Выше по берегу на дороге оказалось много бревен – они не столько попадали, сколько втыкались в бампер и норовили его вырвать. Если же ехать ближе к воде, то приходилось нырять в лужу. Но оказалось что дно твердое, и если побыстрее разогнаться, то можно выйти своим ходом.
Несмотря на свое создание еще при Петре I даже к началу XIX века Вышневолоцкая система всё еще оставалась основным водным путем в Санкт-Петербург, хотя система уже и не справлялась с транспортным потоком грузов. Основной недостаток системы, мелководье Тверцы, шлюзы не смогли устранить, и проблема водного баланса не была решена. С целью повышения уровня воды система была серьёзно перестроена. По р. Тверце в затруднительных местах для судоходства устроены водостеснительныя плотины и улучшен бечевой путь. В частности в 20-х годах XIX века были проведены работы в попытках улучшить состояние бечевника. По левому берегу Тверцы дорога была местами выложена камнем. Примерно в это же время и в следующее десятилетие вместо ненадежных и недолговечных деревянных мостков через многочисленные ручьи, впадающие в Тверцу, построены каменные мосты и мостики. Самое удивительное, что многие из этих мостиков до сих пор сохранились. Собственно, мы и отправляемся их посмотреть.
В начале седьмого добрались до лагеря. Несмотря на обширную программу, трудности пути , мы четко следовали запланированному графику. Встаем на большой поляне. Кто-то ночует в машине, кто-то ставит палатку, у кого то палатка на крыше. Но центральное место лагеря наш большой шатер.
Удивительно, насколько глухие места совсем недалеко от Москвы. Во первых на месте стоянке не было мобильного интернета ни одного из провайдеров сотовой связи. Настоящий цифровой детокс! Зато в округе всю ночь пели соловьи и даже были замечены лоси, которые переплывали реку. Уникальные кадры сняла Ольга.
Все работают в команде - кто то помогает готовить еду, кто то заготавливает дрова и разводит костер.
Всегда возникает много вопросов про то, чем мы кормим участников. На ужин кормим участником ассорти шашлыком, жарим колбаски на автоматическом вертеле, и жарим огромный казан картошки. Она кстати улетела быстрее шашлыков.
На утро кормим завтраками. В прямом смысле слова )) Овсянка и яичница, бутерброды с сыром, горячий чай или кофе.
После ужина расположились вокруг костра. Сначала разговоры, а потом в ход пошла гитара. Максим очень душевно играл и пел весь вечер!
Уникальные кадры снятые Владом. Уникальны они тем, что он встал в 5 утра на рыбалку. Рыбу не поймал, но зато поймал удивительный рассвет и прекрасную радугу. Ради этого пожалуй стоило встать в 5 утра.
Постепенно начинают просыпаться участники поездки. Утром общий завтрак.
Готовимся ко 2му дню поездки. На старт второго дня вышли все без исключения – выстраиваемся для брифинга. И торжественной части – посвящению во внедороги .
Вся команда экспедиции в сборе!
Второй день был менее оффроудный в части грязи, но зато дал возможность потренироваться на крутых спусках. В том числе повключать электронные системы в TANK для помощи на спусках.
Двигаемся вдоль Тверцы. Небольшие преграды в виде ручейков.
У деревни Паника находится самый большой мостик. Правда если ехать по дороге его можно проскочить. Зато вид снизу на него прекрасный. Кто-то предлагал Jimny свесить колесо вниз для большего эффекта, но он благоразумно оказался.
Удивительно , что мост построенный столетия назад до сих пор служит на шоссе, по которому ходят машины, включая тяжелые грузовики.
Участники фотографируют Jimny, и себя под мостом.
Продолжая знакомится с архитектурой Николая Александровича Львова , мы отправляемся в его собственную усадьбу. Стиль палладианства четко прослеживается в чертах его усадьбы в Никольском. Работу над ней он начал в 1780-х годах, и начал не с возведения главного дома имения, а с проектирования и постройки хозяйственных зданий.
Усадебный дом Львов строил в последнюю очередь. Это был дом на пригорке в центре имения, с бельведером, с ростовкой на нижнем этаже, ионическими портиками с четырьмя колоннами на верхних ярусах здания. К сожалению, уникальное здание не дожило до наших лет. Дом, согласно чертежам и воспоминаниям гостей, был уникальным для тех времен. В нем работала система подачи воды – внутренний колодец, водоподъемная машина. Функционировал «кондиционер», забирающий воздух с улицы, пропускающий его через камин, где он нагревался и ароматизатор в виде емкости с розовой водой.
Смело можем заявить что не многие бывали внутри этих построек. Организовать экскурсию в это место было непросто, но мы смогли.
Отдельного внимания заслуживает погреб-пирамида. Инженерные системы погреба-пирамиды были сделаны настолько умело и изобретательно, что до сих пор действуют, даже без всяких ремонтов. Если сложить куски льда в нижнем ярусе, засыпать опилками и накрыть досками, то всё лето температура внутри погреба будет держаться в пределах +5 градусов.
Завершили мы наш маршрут, посетив храм Казанской иконы Божией Матери в селе Арпачево, построенный в 1789-1791 годах также по проекту архитектора Львова. Интересна она своей уникальной колокольней, скорее напоминающей маяк.
На этом наша экспедиция завершилась. Скоро на нашем канале https://www.youtube.com/vnedorog по итогам поездки появится фильм с рассказом как о самое поездке, так и истории тех мест, где пролегал наш маршрут.
Друзья, если хотите присоединится к нашим новым путешествиям, подписывайтесь на канал Внедорог в телеграме https://t.me/vnedorog_ru и следите за анонсами.

Всем удачи вне дорог!
Made on
Tilda